Вопросы задает корреспондент газеты «Информационные технологии в строительстве» )
Сергей ДАДАЕВ: «Хаос, который образуется при реактивном росте, может «съесть» в какой-то момент само дело…»
Кризисный период — самое подходящее время для того, чтобы упорядочить и структурировать деятельность компании. К такому выводу в ходе беседы с корреспондентом «ИТС» пришел генеральный директор ООО «Многопрофильное строительное объединение № 12» («МСО-12») Сергей ДАДАЕВ. И с ним трудно поспорить.
Сергей Алексеевич, поскольку ваша компания – реальный игрок на строительном рынке, расскажите, пожалуйста, что сейчас на нем происходит. Коснулся ли конкретно вашей компании финансовый кризис?
— Одними из первых в отрасли пострадали девелоперы, поскольку они работают с заемными средствами. За ними настал черед строителей, поскольку они напрямую связаны с заказчиками, а те не могут получить кредиты и, следовательно, строить. Знаю, что у многих коллег подписанные договора отменились, а действующие частично секвестируются, частично — замораживается.
Что касается нашей компании, то мы просели, хотя я не могу сказать, что находимся в критической ситуации. Работаем по действующим договорам, так как заказчикам выгоднее достроить, чем законсервировать недостроенные объекты.
Как думаете, что дальше будет?
— До лета будем проседать, а там посмотрим. Может, и рост начнется. Нам полегче чем другим, так как у нас нет большой кредиторской задолженности. К примеру, технику большей частью мы приобретали не в лизинг, а за счет собственных средств. Так что нас ничто не тянет, главное сейчас — обеспечить текущую деятельность: платить зарплату, налоги, оплачивать аренду.
С другой стороны, в кризисный период будет время упорядочить и структурировать свою деятельность. Бардак и хаос, которые образуются при реактивном росте, могут «съесть» в какой-то момент само дело. Следующий год будет без особого роста — как раз появится время привести дела в порядок…
А с вами случился реактивный рост?
— Представьте себе, да! В последние несколько лет наши обороты ежегодно росли на 50-70%, но в этом году — аж в два с половиной раза. Когда работаешь с одними объемами, под них можно выстроить структуру компании, но когда объемы резко увеличиваются, появляются новые виды деятельности, новые специалисты, понимаешь, что уже не успеваешь все это охватить. Правда, подчеркну, что речь идет о периоде с начала года и до осени, когда разразился кризис.
Что собираетесь предпринять для наведения порядка?
— Продолжить автоматизацию управления строительством. В прошлом году мы автоматизировали сметно-договорной и производственно-технический отделы. Старыми, привычными способами специалисты уже просто не справлялись с резко возросшим объемом работ. По моим ощущениям, эффективность их работы возросла. Причем ПК они осваивали параллельно с основной работой. И хотя говорили, что это очень сложно для них, теперь так уже не говорят (улыбается).
Какой ПК приобрели?
— «АЛТИУС — Управление строительством», версию «Лайт». Начали с малого, с двух рабочих мест. «Прогнали» через них несколько объектов. Поняли, что необходимы все остальные блоки программы, в частности, финансовое планирование. Также параллельно в отделе продаж и отделе закупок установили программу CRM того же разработчика («АЛТИУС СОФТ». — «ИТС»), с помощью которой ведем базы заказчиков и поставщиков.
Мы ведь как многие строительные организации имеем дело не со стабильными объемами однотипных работ. Объемы и виды работ меняются от объекта к объекту, и каждый объект уникален. В какой-то момент уже не понимаешь: а что мы зарабатываем? Теоретически движение денег есть, закупаем технику, но непонятно, что получается на выходе. Конечно, по каждому объекту подсчитать результаты можно, хотя это и трудоемко, но при наложении друг на друга параллельно идущих договоров и постоянно изменяющейся ситуации оценить свои финансы и составить прогнозы уже сложно.
Или другая проблема. Поскольку у нас нет планово-экономического отдела, предусмотреть все платежи на год вперед крайне сложно. Тем не менее для бухгалтерии очень важно планирование начисления, уплаты и зачета налогов (в частности, НДС), потому что в начале года мы получаем авансы по новым договорам и платим с них НДС, который составляет значительную сумму. Хотелось бы планировать выполнение по всем договорам по всем периодам года, чтобы понять прогнозную ситуацию по НДС на год вперед. Мы рассчитываем, что программа «АЛТИУС — Управление строительством» поможет нам решить эти проблемы без увеличения штата.
Беседовала Анна ПЕТРОВА,
Москва
«МСО-12» основано в 2003 г. Основные направления — функции Заказчика (сбор исходно-разрешительной документации для строительства или реконструкции, согласование проектной документации, представление интересов застройщика во всех инстанциях, технический надзор), проектирование (собственное подразделение), строительство быстровозводимых зданий, автодорог, монолитное строительство. Работы ведет в Московском регионе. Численность коллектива — более 250 человек. Построенные объекты: многофункциональный логистический комплекс ЗАО «Еврофинанс», автотехцентр «Вольво-Обухов», чулочно-носочная фабрика «Акос-текс» (крупнейшая в России), производственно-складской комплекс ООО «Инкомстрой», коттеджный поселок «Лион» (Заказчик — «Газпроминвест»).
Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Технические параметры (спецификация), комплект поставки товара, лицензий, состава услуг могут быть изменены производителем без предварительного уведомления.
Во избежание недоразумений для получения точной информации о стоимости и наличии представленного на сайте товара, услуг, лицензий, пожалуйста, дополнительно узнавайте по телефону или электронной почте.