Андрей Травкин: «Мы не завоевывали рынок. Мы построили его»
Эта команда стала первопроходцами в сфере новых технологий автоматизации управления компаниями. Они годами формировали рынок с помощью инновационных решений и, в результате, стали его лицом. Сегодня, говоря об автоматизации строительства, подразумевают именно «АЛТИУС СОФТ».
С главой этой компании – Андреем Травкиным – мы общались об истории и тенденциях автоматизации бизнеса, а также прогнозах на будущее.
Андрей Леонидович, ваша компания стала флагманом в сфере информационных технологий управления предприятиями в России. А как изначально реагировал рынок и готов ли был принять такие решения?
Чтобы понять реакцию рынка, заглянем в историю автоматизации систем управления и увидим, что еще в советское время вопросы автоматизации процессов успешно решались. Но в рамках направления, претенциозно называвшегося тогда «экономической кибернетикой» не была создана цельная теория, которая позволяла бы рассматривать предприятие в целом как систему управления. В большей степени из-за того, что в СССР управленческий учет заменял план, и поэтому применяли только бухгалтерский учет. Необходимость в системе управленческого учета появилась уже на границе 2000-х, когда страна немного отошла от 90-х годов, и начал формироваться новый рынок и новый бизнес. Уже тогда мы работали над эффективными решениями для автоматизации управления. Но потребительский рынок ПО тогда еще не вполне понимал, что могут дать автоматизированные программы, какими они должны быть, зачем за них платить и чем хуже штат сотрудников, работающих в MS Excel.
И как же вы завоевали рынок?
Мы не завоёвывали, мы его построили. «АЛТИУС СОФТ» заняла особую нишу — информационные технологии в строительстве. Стоит сказать, что ещё девять лет назад в России как таковой рынок управленческих систем для учёта в строительстве не был сформирован. В основном, на нем были представлены компании, которые занимались продажей и внедрением западных программных продуктов. Российские IT-компании и не пытались создать тиражное ПО – такое, которое могло бы работать в любых строительных организациях, а главное – приносить результаты. Сведение многообразия методик управленческого учёта к единому алгоритму казалось непосильной задачей, поэтому IT-компании брались лишь за разработку решений для каждого отдельного предприятия. Компания «АЛТИУС СОФТ», несмотря на сложность в осуществлении задачи, всё-таки за создание тиражного ПО для учёта в строительстве взялась. И, как показали минувшие девять лет, не зря.
Как создавался главный продукт компании «АЛТИУС СОФТ»?
Объединить в программе разные стили ведения управленческого учёта, которые применялись в разных строительных организациях, казалось невозможным. Причина: каждая строительная компания вела управленческий учёт по тому принципу, который был выбран её руководителем. А, учитывая то, что уровень профессиональной подготовки, образования, практических навыков у всех руководителей разный, то управленческий учёт вёлся совершенно по-разному. Свести всё это многообразие к единым методикам было очень сложно. Только на разработку этих методик, концепции программы «АЛТИУС – Управление строительством» было потрачено несколько лет (с 2003 по 2006 год). Каждый раз мы пробовали что-то новое, ошибались или попадали «в точку», но всё равно прийти к чему-то единому, целостному и законченному смогли не сразу. Но, в итоге, долгими стараниями, интеллектуальным трудом мы добились результата.
В 2006 году официально вышла первая версия программы «АЛТИУС – Управление строительством». Функционал программы был довольно минималистичным, но всё-таки революционным по меркам того времени. Строительные компании относились к предложениям о презентации ПО настороженно, не верили, что программа может облегчить не только непосредственно ведение управленческого учёта, но и навести в нём порядок, а также освободить руководителя от личного контроля подчинённых, например.
Уже спустя три месяца на рынок была выпущена вторая версия программы «АЛТИУС – Управление строительством». Её функционал стал шире, возможности значительнее, но, всё-таки, переломить убеждения руководителей строительных компаний не удавалось. Аргументация многих из них была таковой: «Я не верю, что существует какая-то программа, которая способна реально помочь. Я даже не хочу тратить своё время. Кроме того, у меня есть штат сотрудников, которым я плачу заработную плату и не намерен увеличивать свои расходы путём покупки вашей программы». Такой текст звучал, словно заученный, и кочевал из уст в уста. Некоторая доля отчаяния присутствовала, что скрывать. В какой-то момент мы даже задумались о том, чтобы приостановить этот проект и продолжать заниматься только заказными разработками. Казалось, нужно подождать роста рынка, а уж потом вновь взяться за доработку программы. Но мы не остановились. Проект был настолько интересен, перспективен и объективно необходим, что никакие трудности не могли остановить уже сформированный замысел.
Мы понимали, что строительные компании придут к упорядочению деятельности. Собственно, так и получилось. Сейчас строительная или проектная организация, деятельность которой не упорядочена, теряет массу времени и средств, что в условиях современного рынка не допустимо. В результате программа «АЛТИУС – Управление строительством» стала номером один и остается такой до сих пор.
Сама идея автоматизации управления звучит весьма глобально. Программные решения для автоматизации доступны прежде всего гигантам-корпорациям или средние и малые компании тоже могут себе их позволить?
Если говорить о необходимости, то все мы понимаем, что управленческие методики зависят не только от численности сотрудников и количества объектов. Но чем более масштабные объекты ведет компания, чем больше сотрудников в этом задействованы, тем более необходимы решения по автоматизации. Хотя и для небольших компаний такие решения могут оказаться полезными. Возьмем, к примеру, коттеджное строительство – казалось бы, все просто. Но если строится один коттедж, то необходимости в автоматизации управления нет, данные можно заносить в Excel прямо на смартфоне, а если таких коттеджей уже два или двести, то программа по автоматизации весьма необходима. Компания строит и сдает разные коттеджи в разные сроки, поэтому единый график строительства нужно совмещать с графиком поставок, производства работ, оптимизировать стоимость закупок. Все это гораздо проще делать с помощником – программой по автоматизации.
Что касается цены продукта, то благодаря тому, что мы выпускаем тиражную программу, мы можем себе позволить предложить рынку оптимальное решение по стоимости. Любые другие компании-разработчики надолго застревают в процессе внедрения – попросту говоря, дописывают программу месяцами, а то и годами, приплюсуем к этому и ограничение по штату программистов, получим возможность работать лишь со считанными заказчиками одновременно. Мы же предложили рынку программу, которая начинает работать сразу же после установки и не требует доработок, так называемую типовую тиражную. Именно поэтому мы имеем возможность держать цены на приятном для наших клиентов уровне, посильном для любой компании, даже небольшой. Например, минимальная стоимость лицензии составляет 14 тысяч рублей. При этом хочу подчеркнуть: название «типовая» не означает, что программа не может быть гибко подстроена под конкретную компанию. Наоборот – специфика вашей компании уже лежит в программе – в ней вы найдете отражение того, как вы работаете.
Как вы оцениваете сферу автоматизации строительной отрасли на фоне сегодняшней экономической ситуации?
В текущей экономической ситуации оказалось, что программа интересна не только строительным компаниям, но и организациям, специфика работы которых схожа со строительной. Например, компании поставщики услуг в сфере ЖКХ: как и в строительных организациях у них также есть договоры с заказчиками и с подрядчиками, некоторый перечень ремонтных работ, существуют строгие графики. Для них также принципиально важно оценивать финансовое состояние в динамике, причем не текущее, а будущее, именно – бюджеты, поскольку у предприятий ЖКХ все поступления идут в течение года, а работы проходят летом. Поэтому им приходится планировать заранее, чтобы аккумулировать средства наилучшим образом. Вот это новая тенденция, которая появилась в этом году.
Если говорить о прогнозах – какие тенденции в области автоматизации управления станут для бизнеса более перспективными?
Времена, когда можно было взять лист бумаги, начертить данные и не торопясь анализировать, давно прошли. Сейчас бизнесменам все меньше хватает времени заниматься анализом того, что происходит сейчас и пытаться думать, к чему это приведет завтра: настолько масштабны объемы информации. Поэтому в информационные системы будет закладываться все больше инструментов для анализа того, что есть сейчас и того, что произойдет в ближайшем и далеком будущем.
Мы эту тенденцию заметили давно, поэтому несколько лет назад создали новый модуль для анализа данных – «СтройАналитик». На основании данных и документов, которые вводят сотрудники, он показывает руководителю на экране две кнопки – красную и зеленую. Если горит «зеленая», значит все в порядке, и в ближайшее время не предвидится никаких проблем со сроками, темпами выполнения работ, с финансами и ресурсами. Если горит красная кнопка, то руководитель может посмотреть, где, на каком объекте зафиксирована проблема, на что обратить внимание. Такие системы есть, конечно, на рынке. Но все они требуют того, чтобы человек, который будет настраивать программу, обладал сложными математическими и экономическими знаниями. К тому же, обычно такие системы работают либо на основе бухгалтерского баланса, либо на основе специальных данных, которые нужно подготавливать. Наш «СтройАналитик» работает на основе тех документов, которые сотрудники и так вводят в систему для ежедневной деятельности компании. К тому же модуль хорош тем, что не требует от руководителя никаких сверхспособностей – весь сложный аппарат лежит внутри программы, а для пользователей существует несколько простых параметров, которые легко настраиваются и удобно эксплуатируются. Например, зеленая лампочка станет красной, если темп выполнения работ стал ниже 75%. Когда необходимо сигналить «красным» руководитель может легко настроить сам, задав необходимые критерии.
Тенденция максимально быстро и легко получать прогнозы о состоянии бизнеса станет, на мой взгляд, основной на ближайшие годы. Именно так бизнес сможет вовремя реагировать на изменения ситуаций, а значит сохранять и преумножать время, деньги и ресурсы.
Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Технические параметры (спецификация), комплект поставки товара, лицензий, состава услуг могут быть изменены производителем без предварительного уведомления.
Во избежание недоразумений для получения точной информации о стоимости и наличии представленного на сайте товара, услуг, лицензий, пожалуйста, дополнительно узнавайте по телефону или электронной почте.